Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «К сожалению, я любила этого человека». Тимановская попросила силовиков, чтобы они задержали ее бывшего мужа — узнали, зачем ей это
  2. Россия задействует для шпионажа против стран НАТО технологии, разработанные в ходе войны, — СМИ рассказали об инциденте в Германии
  3. Где работает самая медийная доносчица Беларуси? Узнали о местах работы Ольги Бондаревой
  4. Правительство Беларуси приняло решение, которое может удивить жителей страны, где есть АЭС
  5. Огромный город рухнул за 15 секунд, погибли более 300 000. Рассказываем о самом кровавом землетрясении в истории
  6. «Мы должны сначала принять закон». Для родителей хотят ввести новую обязанность, но как это будет работать, чиновники не могут пояснить
  7. Вот почему важны независимые СМИ. У детской школы искусств в Хойниках упал дрон — как местная газета объяснила, почему не пишет об этом
  8. Для медиков и желающих выехать на работу за границу могут ввести изменения. Что за они
  9. «Ваше время прошло»: лидеры ультраправых сил обратились к главам основных партий ЕС
  10. «Я лучше промолчу». Трамп сообщил о прошедшем разговоре с Путиным
  11. «С моей стороны это был тактический шаг». Полина Шарендо-Панасюк рассказала, что подписала соглашение о сотрудничестве с силовиками
  12. «Вясна»: Задержания на границах Беларуси продолжаются
  13. Беларусов с двойным гражданством перестали пропускать в страну по иностранным документам
  14. Доллар станет еще дешевле в феврале? Прогноз по валютам


В столичный прокат 8 июня выходит «Человек-паук: Паутина вселенных» — продолжение нашумевшего мультфильма «Человек-паук: Через вселенные» 2018 года, который удивил вообще всех — и собрал целую россыпь наград, включая «Оскар». «Зеркало» уже посмотрело вторую часть и рассказывает, стоит ли идти на премьеру в кино (и что делать, если вы совсем не фанат супергеройских фильмов).

Автор этого текста — критик, писавший для крупнейших белорусских медиа, освещавших тему искусства. По его просьбе (и исходя из современных белорусских реалий) мы не называем его имя.

Отмотаем время на пять лет назад: тогда в прокат вышел мультфильм «Человек-паук: Через вселенные». Картину посчитали чуть ли не лучшей киноисторией про этого персонажа, да и вообще одним из лучших супергеройских фильмов последних лет. Главная роль тут досталась не каноническому герою комиксов Питеру Паркеру, а простому бруклинскому подростку Майлзу Моралесу, которого тоже укусил радиоактивный паук (чуть позже мы узнаем, что таких Людей-пауков в принципе очень много). Впрочем, взрослеть парню пришлось не где-нибудь, а сразу в мультивселенной — то есть целом множестве параллельно существующих миров.

Революционной работу студии Sony сделал не только новаторский сторителлинг, но и экспериментальный киноязык, напоминающий ожившие страницы комиксов. Мультфильм очень зашел зрителю, его тепло приняли кинокритики, а «Оскар» и уйма других солидных кинопремий стали вполне себе логичным финалом.

Не в последнюю очередь благодаря такой встряске подуставшая индустрия супергеройских фильмов взбодрилась и начала переосмыслять сама себя. Постепенно вместо шаблонных картин одна за другой начали выходить достойные внимания истории, которые напоминают о том, что за каждой суперспособностью стоит травма и ее проработка. За примерами далеко ходить не нужно — из последних такими получились, например, третьи «Стражи Галактики».

И вот сейчас на экраны выходит «Человек-паук: Паутина вселенных» — продолжение истории Майлза Моралеса и его подруги Гвен Стейси, которые вместо того чтобы взрослеть вместе с одногодками, свисают вниз головой над мегаполисом, борются с монстрами по дороге из школы и на раз-два спасают вселенные вместе с другими Людьми-пауками.

Кадр из фильма «Человек-паук: Паутина вселенных». Фото: скриншот трейлера Sony Pictures
Кадр из фильма «Человек-паук: Паутина вселенных». Скриншот трейлера Sony Pictures

У руля сиквела остались сценаристы и продюсеры первой части Фил Лорд и Кристофер Миллер, режиссерами выступили Жуакин Душ Сантуш («Аватар: Легенда об Аанге»), Кемп Пауэрс («Душа») и Джастин Томпсон (тоже работал над первым фильмом). Казалось бы, в этот раз перед авторами стояла непростая задача: не только повторить успех, но и в очередной раз попытаться удивить аудиторию. Радостный спойлер: у них это вышло!

Во-первых, за пять лет мир ощутимо поменялся, и создатели тонко отразили эти изменения в нарративах. Тут будут говорить о ментальном здоровье, конфликте современных отцов и детей, сепарации от родителей, одиночестве, агрессии, самопожертвовании, поисках своего места среди триллионов вселенных, травмах и их принятии. У каждого Питера Паркера есть дядя Бен, которого убивают. Это очень человеческая история — ведь наши травмы делают нас теми, кто мы есть. Бежать от них не стоит, их нужно прожить. Но можно ли повлиять на будущее? Об этом мы, кажется, узнаем уже в третьей части серии — «Человек-паук: За пределами вселенных» (она должна выйти в прокат в 2024 году).

«Паутина» получилась еще и очень инклюзивной историей: каждый герой репрезентует свою этничность, культуру, мировоззрение, увлечение. На экране празднуется разнообразие — и мультфильму о мультивселенных это очень даже к лицу. К тому же где еще вы увидите Паука-панка, Паука-беременную, Паука-психолога и Паука-коня в одном месте?..

Во-вторых, «Паутина вселенных» снова же потрясает своей формой. Весь этот визуальный беспредел начинается с глитча на вступительных титрах, экран не раз эффектно разрезается на несколько секций, взрывается неоном, блестит, рассыпается на эмодзи и восклицательные знаки. Киноязык эклектичен, он живет своей красочной жизнью, подкрепляется мощным саундтреком, подчеркивает индивидуальность персонажей и локаций, путешествует из одной вселенной в другую.

Кадр из фильма «Человек-паук: Паутина вселенных». Фото: скриншот трейлера Sony Pictures
Кадр из фильма «Человек-паук: Паутина вселенных». Скриншот трейлера Sony Pictures

Кстати, да, приготовьтесь быстро переключаться между параллельными мирами. Вот вам Нью-Йорк, вот индийская эстетика, вот Лего-город, а вот какой-то Готэм. Правда, экшена здесь так много, что местами может и укачать. На смену психоделическому аттракциону время от времени будут приходить красивые медитативные сцены, но все же картина перегружена всем, везде и сразу. Моментами кажется, что вся эта конструкция под натиском бешеного темпа, паутины смыслов и пасхалок вот-вот слетит с катушек. При этом обидно, что 2,5-часовой мультфильм заканчивается на самом интересном месте — по сравнению с первой частью, которая получилась завершенным высказыванием.

Не пугайтесь, если у вас не получится понять мультфильм с первого раза, особенно если вы не фанат франшизы. Уверены, в межпространственном хаосе каждый найдет что-то для себя. В крайнем случае можно просто отдаться гипнотической картинке, музыке, которую хочется шазамить, метаюмору и новой искренности супергеройского кино.

Майлз Моралес повзрослел. Он не побоялся бросить вызов канону и пойти против старых устоев паучьего сообщества. Ровно то же сделали и авторы «Паутины»: переписывая традиции супергеройского кино, они снова смогли обойти кинокорпорации и удивить современного зрителя.

Кадр из фильма «Человек-паук: Паутина вселенных». Фото: скриншот трейлера Sony Pictures
Кадр из фильма «Человек-паук: Паутина вселенных». Скриншот трейлера Sony Pictures

Хочется верить, что в работе над третьей частью создатели не забудут главное правило: с большой силой приходит большая ответственность.

В Украине и странах СНГ (кроме России и Беларуси) фильм показывают с 1 июня. Несмотря на то, что официально картина недоступна в Беларуси из-за ухода компании Sony с отечественного рынка, в нашей стране показы начнутся 8 июня: билеты есть в кинотеатрах сети SilverScreen (от 11 рублей), Falcon Club Бутик Кино (от 13 рублей), в АртКинотеатре ТЦ Титан (от 8 рублей) и АртКинотеатре ТЦ Европа (от 9 рублей), а также в заведениях сети столичного «Киновидеопроката» (от 8 рублей).